Здоровьесбережение

 

Формирование культуры здоровья

С первых дней пребывания ребёнка в начальной школе вопрос культуры здоровья считаю одним из важнейших. Ведь на хрупкие плечи младшего школьника ложится груз школьной жизни. Двигательный режим имеет большое значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность. Поэтому в одном  из направлений своей воспитательной работы отражаю важный аспект «Воспитание здорового образа жизни», цель которого:

- формирование потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм и культуры быта.  

Задачи:

- создать условия для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей во время пребывания детей в школе;

- учить соблюдать режим дня, правила личной гигиены;

- развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту;

- формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности.

Реализация целей и задач начинается с первого класса.

Вопросами  культуры здоровья я занимаюсь совместно с медицинским работником – семейной сестрой  Петровской врачебной амбулатории Кирш Еленой Владимировной.  Она организует медицинский осмотр школьников, по результатам которого ребята проходят дальнейшее обследование, проводит плановые встречи и  беседы о культуре здоровья («Иммунизация населения», «Профилактика простудных заболеваний», « Профилактика туберкулёза », просвещает о динамике заболеваемости в целом класса, ставит своевременные прививки, проводит диагностику заболеваемости детей. Ежегодно знакомлюсь с результатами медицинского осмотра детей, встречаюсь с родителями по данной проблеме, лично обсуждаем вопросы, связанные со здоровьем детей. Ежегодно  в школе проводится месячник медицинских знаний с приглашением  медицинских работников.

 

Далее я перечислю мероприятия, которые в   системе провожу с первого класса по формированию культуры здоровья.

Организация питания в школьной столовой (ежедневный горячий завтрак). 100% детей питается ежедневно. Родители своевременно собирают документы, предоставляют их в социальную защиту. Питание бесплатное, поскольку все семьи класса принадлежат к категории малообеспеченные. В случае несвоевременного сбора документов, совместно с администрацией школы провожу разъяснительную работу с родителями о необходимости питания детей.

Озеленение класса. Совместно с родителями ежегодно озеленяем класс.

Рациональная организация урока – важная составная часть  обучения. Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то на уроках  я использую передвижение по классу. Форма организации деятельности учащихся на уроках различна: работа в группах, в парах, фронтальный опрос с использованием  игровых ситуаций. Элементы игры использую в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, поднятие руки, вставание при ответе и т.д.

Ежедневное, ежеурочное проведение физкультурных минуток на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Включённые в расписание 3 урока физической культуры, работа спортивных секций во внеурочное время.

Организация перемен направлена на целенаправленный отдых детей.

Дозировка домашнего задания ( стоит у меня на особом контроле, с родителями данный вопрос обсуждаю на всех встречах: собраниях, индивидуальных и групповых встречах и т.д.).

Ежедневное дежурство по классу, проветривание класса, плановые генеральные уборки класса.

Плановые уроки окружающего мира («Предупреждение несчастных случаев», « Уход за комнатными растениями», « Где нас подстерегают опасности», « Зелёная аптека» и др.)

 

 

Беседы: «Правила безопасного поведения в школе»                                             ( инструктаж), «Быстрый бутерброд до добра не доведёт», « Режим дня – здоровый образ жизни», « Советы доктора Воды», « Встреча с Доктором Айболитом», « Личная гигиена и гигиена жилища».

Эстафеты: « Весёлые старты», « В здоровом теле – здоровый дух», «Самые ловкие и умелые», « Сильные, ловкие, смелые», « Лыжные эстафеты».

Работа с родителями. Родительский всеобуч. Темы: « Первый раз в первый класс. Адаптация первоклассников в школе»,  «Помощь ребёнку в приготовлении уроков», «Как помочь ребенку в подготовке к мониторингу», «Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу».

 Конкурсы рисунков « Если хочешь быть здоров», «Значение фруктов и овощей в питании человека», «Уход за зубами», «Мой режим дня»      ( нарисовать  диаграмму распределения своего времени в течение дня ).

 

Классные часы: « Здоровый образ жизни», « Мы пришли в столовую»,           

« Правильное питание – залог здоровья»  « Здоровые и вредные привычки в детском возрасте», «Компьютерные игры: возможные опасности», «Знаки на дороге»,  « Чистое помещение – залог здоровья»,«Как сохранить хорошее зрение», « Оказание первой помощи при несчастных случаях».

Внеклассные мероприятия: « Царица Гигиена и её друзья», «Чистота – залог здоровья», « Свет зелёный мигает – в путь – дорогу приглашает», « В чём секрет здоровья?», « Путешествие в страну здоровья».

Дни здоровья, организуемые в рамках школы; занятия на школьной хоккейной коробке, в том числе под руководством тренера детской юношеской спортивной школы.

Ежегодная работа в летнем трудовом лагере ( июнь месяц). Систематические мероприятия, направленные на здоровый образ жизни: многоразовое питание в лагере, игры на свежем воздухе, экскурсии, походы и др.

Организация отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях района и области.

Вывод:

Систематическая работа по формированию культуры здоровья в моём классе является важной составляющей учебно – воспитательного процесса. 70% учащихся  класса занимается в спортивных школьных секциях и при ДЮСШа (детская юношеская спортивная школа), сократилось количество пропусков по болезни у отдельных детей, по результатам бесед  и проведенного анкетирования с родителями нет перегрузки школьными уроками, сформировался сплоченный коллектив учащихся,  заметен личностный рост каждого учащегося, повысилось качество обучения, дети воспринимают здоровый образ жизни как осознанную необходимость.

Личные победы ребят:

·        Смирнов Юрий  награждён  грамотой за первое место в школьном кроссе « Золотая осень» ( 2011 г.) ;

 

·        Гетманец Люба награждена грамотой за второе место в школьном кроссе « Золотая осень» ( 2011 г.) ;

 

·        Смирнов Юрий награждён грамотой за третье место в первенстве ДЮСШ по мини –футболу среди юношей в возрастной группе 2001 – 2003 года рождения  (2011 г.)

 

·        Смирнов Юрий награждён грамотой лучшего нападающего блиц турнира по мини - футболу « Юные надежды» среди мальчиков в возрастной группе 2002 – 2004 года рождения  (2012 г.);

 

·        Смирнов Юрий награждён грамотой игрока команды «Петровское», занявшей второе место в блиц турнире по мини - футболу « Юные надежды» среди мальчиков в возрастной группе 2002 – 2004 года рождения  (2012 г.).

 

 

  

       

 

Рекомендации , ориентированные на реализацию здоровьеориентированных технологий в начальной школе, по учету физиологических и психологических особенностей развития младших школьников, при организации учебной деятельности.

 

                           Рекомендации для учителя:

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа учителя в образовательном     учреждении      должна      строиться по следующим направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации;
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками;
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи;
  • Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.

 Результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

1.     Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья: повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие "состояния полного благополучия" - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.                          

2.     Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи детям и их родителям: мониторинг состояния здоровья детей образовательного учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей. Вовлечение родителей в активный досуг. Оборудование в классах уголков двигательной активности.

3.     Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития:    разработка   комплексной   стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей, организация их активного отдыха.

4.      Формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональная организация режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной  и физической активности;  создание научно обоснованной системы закаливания; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий. Создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития. Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает          индивидуально          ориентированное          использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.

5. Создание системы закаливания и физической культуры для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии.

6. Создание необходимых условий для детей с отклонениями в здоровье.

 7. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

Чтобы проанализировать урок с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание учителя  на следующие аспекты урока: ( в качестве примера)

  • Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
  • Число видов учебной деятельности, используемых учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.
  • Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не менее трех за урок.
  • Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
  • Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
  • Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.
  • Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
  • Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  • Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
  • Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.
  • Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
  • Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т.д.
  • Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
  • Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

·         Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

                      Рекомендации для родителей:

1.Родители показывают пример своим детям в занятиях зарядкой, физкультурой, спортом, совместными прогулками на свежем воздухе, выездами на природу, совместными делами, одним словом, активной жизненной позицией.

2.Научить ребенка ежедневно заниматься зарядкой, закаливанием, а также  физкультурой и спортом.

3.Прививать детям только положительные привычки, показывая отрицательное воздействие вредных привычек.

4.Прививать навыки труда, участвовать в посильном труде, дать обязанности по дому.

5.Проводить беседы о здоровье ребенка, разъяснять значение занятиями физкультурой, спортом.

6. Малоподвижный образ жизни – беда. Сиденье за компьютером, телевизором строго ограничить.

7. Посещать спортивные секции, кружки, а также по интересам.

8. Обеспечить детей необходимыми условиями для проживания: сбалансированным питанием, наличием гигиены жилья и т.д.

9. Прививать навыки личной гигиены.

10. Следить за здоровьем своих детей, вовремя обращаться за помощью в медицинские учреждения, ухаживать за детьми, лечить их. Одним словом, любить и защищать своего ребенка!

                  Рекомендации для детей.

1.     Ежедневно выполнять зарядку, закаливаться,  заниматься физкультурой и спортом.

2.      Посещать спортивные кружки, секции и по интересам.

3.     Соблюдать правила личной гигиены, своего жилища и т.д.

4.     Регулярно питаться.

5.     Больше двигаться, меньше сидеть за компьютером и телевизором.

6.     Помогать родителям. Участвовать в делах по дому.

7.     Заниматься посильным трудом.

8.     Относиться с уважением ко взрослым людям, их труду, заботиться о своих родителях.

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»